Поход по Высоким Татрам или «маразм по-европейски». Часть 2. От теории к практике

Droga

Типичная туристиеская тропа в Татрах

«Начиналось все так мирно…»

гр. Красная Плесень

День 1

Из Люблина в Закопане мы выехали 18 июля в 7 ч. 15 мин. утра. День был солнечным и теплым. Очень радовало то, что наш переезд до Закопанего был без пересадок. Как ни как, а бегать, с битком забитыми туристическими рюкзаками, от одного автобуса к другому – занятие не из приятных. Хотя, откровенно говоря, я носил рюкзак и потяжелее (на Кавказе, естественно). Проезд на двоих из Люблина до Закопанего обошелся нам приблизительно в  120 зл.: за Дашин билет я заплатил полную стоимость – около 70 зл., а мой билет обошелся приблизительно в 50 зл. (скидка 30% по студенческому).

Дорога была весьма приятной, но в Закопане мы приехали немного позже запланированного времени (около 17:00), так как на трассе Краков – Закопане была большая пробка в связи с аварией, а также проведением ремонтных работ на мосту через какую-то речку.

Так как данная статья создана лишь для того, чтобы описать особенности «европейской цивилизованной модели горного туризма», на том, что Высокие Татры прекрасны – я остановлюсь лишь сейчас. Как бы не обстояли дела с режимом посещения Татр, то, что они невероятно красивы – у них не отнять. Я считаю, что каждый человек, живущий в Польше, должен хотя-бы на денек-другой съездить в эти горы, полюбоваться их красотой и поехать дальше smile . Другой вопрос – сможете ли вы насладиться их красотой в полной мере?.. Думаю, что каждый человек, прочитавший эту серию статей, уже навскидку сможет ответить на этот вопрос. Все то, что вы когда либо читали о красоте Татр (не важно, в книжке, или же интернете) – чистая правда. Однако в мире есть множество других горных систем, которые не просто красивы, а поражают своим величием и грандиозностью (например, просто введите в поиске Гугла «Каракорум» и зайдите в раздел «картинки»).

В общем, мы определились – о красоте Татр не врут. Теперь посмотрим, не обманывают ли нас, рассказывая о «невероятно комфортных условиях для туризма» и о том, что «все туристические маршруты в Татрах проложены так, что доступны и безопасны для всех, в том числе и для детей, пожилых людей и, даже, инвалидов».

И так, под вечер, мы все-таки добрались до Закопанего. Выйдя из автобуса, к нам сразу же, прямо как на черноморских курортах в Украине, начали подбегать дяденьки и тетеньки, с предложением снять у них комнату на ночь/ несколько ночей/ неделю – в общем, на любой желаемый срок. Но в отличие от их украинских «собратьев по предоставлению жилья туристам», поляки не назойливы и не раздражают. Они именно предлагают вам снять жилье у них. В Украине же, некоторые экземпляры чуть ли не агрессивно набрасываются на вас, почти что заставляя снять жилье в аренду именно у них (тянут вас за руки, говорят с вами в приказном тоне, как будто вы им что-то должны и т. д.).  Есть подозрения, что такие способы сдачи жилья  в аренду в Польше, мягко говоря, не совсем законны. Но нам то что? Мы же не из налоговой smile . Так как мы планировали ночевать в кемпинге (в своей палатке), я не особо обращал внимания на вышеупомянутых местных «сдавальщиков» жилья. Тем не менее, интереса ради, я выяснил, что одна ночевка будет стоить 50 зл. Но у меня сложилось впечатление, что какому-то дядьке, с большим пузом и толстым кошельком, цену назвали бы немного иную (само собой – выше).

Так как в городе мы были впервые, я решил не сокрушаться, а сразу расспросить местных о том, как добраться до ближайшего кемпинга (хотя у нас и была карта, было немного трудно сориентироваться, в какую сторону нужно идти).

Узнав дорогу и перекусив шоколадкой, мы выдвинулись к кемпингу. В Польше существует два понятия, относящихся к ночевке в палатках – это кемпинг (kemping) и палаточное поле (pole namiotowe).

Палаточное поле – как правило, территория, служащая только для установки палаток (возможно, с правом заезда на машине). Также имеется туалет, душ, кухня, дом администрации (могут быть и другие служебные здания). На некоторых палаточных полях можно брать палатки «на прокат» за дополнительную стоимость, а можно и со своей оставаться.

Кемпинг – частично, полный аналог палаточного поля, но помимо секторов для установки палаток, может включать небольшие домики или коттеджи, где также можно снять комнату, сектора для установки автомобилей с фургонами, отдельную парковку, столовую и т. д.

Палаточные поля, зачастую, находятся непосредственно в горах или же на других «диких» территориях с плохой или затрудненной транспортной коммуникацией. Кемпинги же, как правило, развиваются на более «цивилизованных» территориях массового туризма (в туристических городках и вокруг них, в местах, с хорошим транспортным сообщением и т. д.).

Camping

Утро после нашей первой ночевки в кемпинге — выдвигаемся в путь

Но вернемся к нашему походу. До кемпинга мы шли минут 40, но можно было бы дойти гораздо быстрее. Однако, я не хотел спешить, так как Даша шла с туристическим рюкзаком впервые и ей было немного тяжело. Вторая причина, по которой мы шли долго – это толпы «жирных туристов», заполонивших улицы и кочующих от одного бара (или прилавка с сувенирами) к другому. Людей было действительно очень много. Мне вся эта толпа очень сильно напомнила курортное село «Железный Порт» (Херсонская область, побережье Черного моря). Из-за толпы нам было попросту и без преувеличений неудобно идти по улице с рюкзаками! К тому же, наш путь пролегал через главный (как я понял) бульвар города. А там было по-настоящему не протолкнуться. С горем-пополам, миновав толпу людей, мы свернули на узенькую улочку, которая и вывела нас к кемпингу.

Кемпинг был небольшой – несколько домиков, душ, туалет, кухня и поля под палатки. Само палаточное поле находилось под небольшим уклоном, да еще и слегка заболочено, так что пришлось тщательно искать более-менее ровное и сухое место. Одна ночь в таком кемпинге обошлась нам по 16 зл. с человека. В Украинских Карпатах за такие деньги можно было бы снять комнату на ночь (само собой – летом). Поужинав бутербродами с сыром и колбасой да попив чайку, мы легли спать, в ожидании следующего дня и незабываемых эмоций (и мы их таки получили)!

Vidok-na-Gievont-z-Zakopanego

Вид на гору Гевонт из Закопанего (недалеко от нашей 1-й ночевки)

День 2

Проснувшись утром, мы собрали наши пожитки и отправились покорять горы. Нам опять предстоял нудный переход через Закопане и встреча с толпами любителей комфортного отдыха. Шли мы медленно, Даше было тяжело идти с рюкзаком (погода стояла жаркая и душная). По дороге мы часто останавливались, периодически я брал у нее часть вещей, но на ее скорости это особо не сказывалось. Зато с каждой новой банкой консервы я начинал идти медленнее smile . А толпа в сторону гор валила немалая. Радовало хоть то, что день был ясный (непогода в горах может ощутимо подпортить путешествие).

С горем пополам, часам к 11-ти дня, мы таки доковыляли к подъемнику на Каспровы Верх. Возле подъемника была огромнейшая очередь самых откормленных и ленивых представителей «туристической элиты». Я поначалу было испугался, что это очередь к входу в Национальный парк. К счастью, это было не так. Что интересно, один мужчина мне поведал, что стоит в очереди уже 3 часа (а значит, если уже было около 11-ти, то стоял он, как минимум, с 8-ми утра). Причем стоял он очень далеко от начала очереди. За то время, которое он потратил и еще потратит на «стояние», можно было бы подняться на гору, полюбоваться оттуда видами Татр и спуститься вниз.

Scieżki

Указатель пути, сразу за подъемником на Каспровы Верх

Возле подъемника Даша присела перекусить и отдохнуть, а я начал вновь изучать карту. Было ясно, что с таким темпом мы никак не успеем дойти до палаточного поля под Морским Оком.

К слову, при планировании маршрута, я нашел на своей карте три палаточных поля и один кемпинг (я имею в виду те, что находятся в пределах Татринского парка).

1. Pole namiotowe PZA (1) – то, которое находится возле Морского Ока, именно к нему мы с Дашей и направлялись (территория Польши).
  2. Horolezecké táborisko (словацк.) – тоже палаточное поле, находится уже на территории Словакии, в Dolinie Bialej Wody, на карте – первая долина справа от горы Рысы.
  3. Pole namiotowe PZA (2), (снова Польша), находящееся на трассе между г. Zakopane и поселком Witów, на запад от села Rysulówka.
  4. Кемпинг возле Schroniska na Zwierówce (территория Словакии), находится возле «красного» маршрута, ведущего из Западных Татр к городку Zuberzec (словацк. Zuberec).

В общем – мест для легальных ночевок в палатках очень мало, причем только первые и последние две точки расположены на расстоянии дневного перехода между ними.

Передохнув, мы отправились дальше. Сразу за подъемником была развилка – одна дорога вела на Каспровы Верх, другая – на Гевонт. Было решено идти, как и планировалось, на Гевонт.

Первый отрезок пути, от подъемника до Hotela górskiego na kalatówkach (небольшая гостиница), мы шли по широкой дороге с небольшим уклоном под гору. Мне было легко идти, но Даша постоянно отставала, поэтому мне приходилось каждые 5 минут останавливаться и ждать ее. Вместе с нами вверх валила настоящая толпа. Людей, как и шума от них, было очень много, что начинало потихоньку раздражать. Где-то, посреди вышеупомянутого отрезка маршрута стояло КПП, где мы купили билеты для входа в Национальный парк (хотя сама граница парка начинается раньше, сразу за Закопаным). Билеты стоили не дорого, порядка 5 зл. полный (мне по студенческому была скидка около 50%).

Droga-w-Góry

Дорога в лес, сразу за Hotelem górskim na kalatówkach

Первая и самая значительная часть «жирных туристов» отсеялась сразу же после гостиницы, что радовало. Далее идти было немного легче, как в связи с меньшим количеством людей на тропе, так и потому, что мы поднялись выше в горы. Стало прохладнее и свежее. Далее наш маршрут пролегал через лес. В лесу, сойдя с тропы метров на 20, мы решили сесть пообедать. Пообедав, мы вновь выдвинулись в путь. Шли мы очень медленно, поэтому надежда добраться до палаточного лагеря таяла на глазах.

Выйдя из леса, мы оказались на большой поляне возле приюта «Schronisko na Kondratowej Hali».

Что интересно, за весь наш путь мы ни разу не повстречали людей с туристическими рюкзаками. Все были как на подбор: с маленькими городскими рюкзачками, а то и вовсе с бутылкой воды в руках. Многие были с маленькими детьми. Меня это весьма удивило, так как по дороге через лес было много скользких камней и крутых обрывов, а это – не самые безопасные места для детей. Скольжение на камне в любой момент может превратиться в трагедию для взрослого, что уже говорить о ребенке. Некоторые больные на всю голову «папаши» даже шли со специальными рюкзаками для совсем маленьких деток (что-то среднее между рюкзаком и мини-креслом, которое можно прицепить на спину). Одно дело, ходить с таким приспособлением по городу, но совсем другое – по горам. А вдруг начнется дождь? На скользких камнях, коих там было в изобилии, очень легко упасть даже взрослому. А так можно еще и ребенка покалечить. В общем – совершенно непонятно, каким местом думают такие родители.

Продолжаем. Возле приюта также сидела большая толпа туристов. Галдеж был ужасным, поэтому мы остановились на отдых за небольшим холмиком, чтобы не видеть и не слышать местных «мастеров дел походных». Следующая вещь, которая меня поразила в Татрах: вдоль троп вокруг приюта были натянуты веревочные заборчики, на которых были ленточки с флажками. На флажках было написано «STOP». Я сперва было испугался, подумав, что дорога дальше по тропе закрыта. Я спросил у сидевших рядом на лавочке людей, что означают эти надписи «STOP». Мне ответили, что дорога выше открыта, а эти веревочные заборчики означают, что нельзя выходить за границы тропы (на территории приюта всегда находится много людей, поэтому ограждение сделали, дабы люди не выходили на травяные луга вокруг приюта + напоминание, что нельзя сходить с троп). Как по мне — это идиотизм высшей степени fool .

Przelęcz

Дорога к перевалу сразу за Schroniskom na Kondratowej Hali

Времени было уже 3 часа дня, поэтому мы с Дашей решили не идти на Гевонт, а срезать и сразу подняться на перевал «Przelęcz pod Kondracką Kopą». Дело в том, что Даша уже еле шла, поэтому и было принято решение хоть немного срезать путь. Дойти до палаточного поля я уже не надеялся. На тот момент я все еще думал, что мы успеем добраться хотя-бы до приюта «Schronisko w Dolinie Pięciu Stawów Polskich» (это несколько ближе палаточных ночевок). Естественно, время поджимало, но, по моим прикидкам, если идти часов до 8-ми – 9-ти вечера, мы бы успели.

Немного отдохнув, мы вновь выдвинулись в дорогу. Возле приюта отсеялись почти все. Часть туристов пошла обратно в Закопане, часть решила попытать счастья в восхождении на Гевонт, а некоторые сразу остались возле приюта на ночевку.

Schronisko

Вид с тропы на приют

Полупустой тропой мы начали взбираться вверх на перевал. Мне было легко идти, но Даша поднималась с трудом. Когда тропа вверх стала совсем крутой, она начала сильно отставать. Поднявшись к верхней границе субальпийского пояса (там, где заканчиваются заросли карликовой сосны и начинаются травяные луга, т. е. альпийский пояс), я, скинув рюкзак, сел ждать Дашу, при этом созерцая прекрасные виды на долину и гору Гевонт (оттуда была отчетливо видна вершина с крестом и толпой людей на ней). Минут через 10 я увидел еле идущую Дашу. Я сразу же спустился вниз и взял ее рюкзак. Поднявшись на место моей стоянки мы начали решать, что же делать дальше. Уже было около 5-ти часов вечера. Стало ясно, что максимум, который в этот день сможет осилить Даша – это взойти на перевал. Не более. Но и спускаться вниз, к приюту, не хотелось. Было решено стать на ночь нелегально, в палатке.

Gievont

Вид на Гевонт с тропы к перевалу

Пока Даша отдыхала, я решил отправиться на разведку – найти укромное место под палатку, а также источник воды, так как наших запасов никак не хватило бы на следующий день пути. Немого выше места, где мы остановились, и метров в 30-ти от тропы, я нашел небольшое ровное каменистое углубление, вокруг обросшее невысокими зарослями карликовой сосны – просто идеальное место для скрытной ночевки в палатке. Да еще и неподалеку нашелся ручеек, из которого, хоть и не без труда, но, все-таки, можно было бы набрать воды на следующий день.

В общем, мы решили выждать, пока тропа опустеет, а потом стать на ночевку по-тихому (довольно-таки много людей все еще спускалось с перевала к приюту внизу). По большому счету, мы решили выждать, дабы с нашей нелегальной ночевкой не попасться на глаза какому-то уж слишком сознательному европейцу, который мог бы сообщить в соответствующие ведомства о нарушении священного писания правил Национального парка (в интернете мне попадалась информация о том, что подобного рода случаи уже были).

А цепь туристов все тянулась как сопля и тянулась… wink И хотя людей постепенно становилось все меньше и меньше, дождаться полного их отсутствия было непросто. С горем пополам, подождав до 8-ми вечера, я с радостью констатировал, что, наконец-то, тропа до самой вершины стала свободна, и можно было спокойно располагаться на ночевку. Мы уж было собрались выдвигаться, как вдруг весь наш «нелегальный» план рухнул в один момент. Одевая рюкзак, я мельком взглянул на перевал и увидел там два движущихся объекта. Первый был низким и продолговатым, но двигался довольно быстро. Было похоже, что по вершине бегает довольно крупная собака (вроде немецкой овчарки). Немного далее я увидел уже стройную движущуюся фигуру повыше – вроде как человека. Внезапно фигура перестала двигаться и замерла, было такое ощущения, что стоящий на вершине смотрит на нас. Возможно, это был всего лишь «накрут», но мы были на тропе одни одинешеньки, а солнце уже опустилось за перевал и до наступления темноты было не более 1,5 часа.

Сопоставив время суток, место и «характер» здешних горных туристов, можно было прийти к выводу, что фигурами на вершине могли быть только работник парка с собакой на вечернем обходе вверенной ему территории. А так как с хребта весь склон был как на ладони, стало ясно, что наша попытка поставить палатку будет раскрыта и пресечена в самом ее начале. Конечно, можно было бы стать на ночь в лесу, но лес, как известно, обитель и место охоты крупных хищных животных (кои в Татрах, согласно прочитанной мною литературе, не мало, и вероятность их встретить гораздо выше, чем в Украинских Карпатах).

Было понятно, что нам очень скоро придется на собственном опыте испытать все «прелести» ночевки в горном приюте. А «прелестей» этих, как выяснилось, было великое множество…

Читать продолжение: Поход по Высоким Татрам или «маразм по-европейски». Часть 3. Прелести горных приютовdeclare

Опубликовано под рубрикой: Обо всем

Комментариев: 2

1. Oleg:

Молодцы! Хороший рассказ good !